Наши партнеры:

Яндекс.Метрика
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

счетчик посещений

20 февраля в Москве пройдёт коллективная акция протеста в виде митинга под девизом: «Рабочий-энергетик не должен быть бедным!»

 Пресс-конференция в «Интерфаксе»

 

 Письмо председателя ВЭП  Вахрушкина В.Н.     ‘О ситуации с ОТС в электроэнергетике РФ’

 
В Наблюдательный совет
Объединения РаЭл,
 
Руководителям организаций
электроэнергетики России
В последнее время появилось немало публикаций о позиции Объединения РаЭл относительно ситуации с заключением ОТС в электроэнергетике очередного периода (Информационное письмо Объединения РаЭл от 30.01.2013г., № 42/04-09; статья В.В. Рахимова в газете «Энергетика и промышленность России», № 03 (215) и др.). Из содержания этих публикаций у непосвященного читателя может сложиться впечатление, что сторона работодателей на коллективных переговорах по заключению ОТС в электроэнергетике РФ делает всё возможное, чтобы повысить благосостояние работников отрасли, а Профсоюз, по непонятным причинам, упорно этому препятствует. В связи с этим Общественное объединение – «Всероссийский Электропрофсоюз» (ВЭП) считает необходимым довести до сведения работодательского сообщества своё видение ситуации, сложившейся на коллективных переговорах по подготовке проекта и заключению ОТС в электроэнергетике РФ очередного периода.
Как уже неоднократно было заявлено, Профсоюзная сторона на коллективных переговорах с Объединением РаЭл по подготовке проекта ОТС очередного периода, наряду с достигнутыми ранее договоренностями, преследовала достижение нескольких обстоятельных, гуманных и социально ориентированных целей:
реального повышения и формирования конкурентной заработной платы работников отрасли. Рост минимального стандарта оплаты труда работников – минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда (ММТС) и доведение ее размера до величины прожиточного минимума трудоспособного населения РФ;
 
— уменьшения огромной дифференциации в оплате труда отдельных категорий работников и разового увеличения заработной платы работников основных профессий;
 
— приостановки повсеместно наблюдающихся тенденций по снижению работодателями расходов на персонал посредством неоправданной оптимизации численности работающих;
 
— сдерживания усиливающейся интенсификации труда работников без учета установленной нормативной численности персонала организаций;
 
— изменения сложившегося порядка учета расходов на персонал в тарифах на тепловую и электрическую энергию.
 
Ни по одному из перечисленных актуальных направлений развития социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений с представителями Объединения РаЭл договориться не удалось.
Для того, чтобы объективно оценить действия сторон на коллективных переговорах, необходимо пристальнее взглянуть на хронологию событий.
В период с июня по сентябрь 2012 года было проведено 15 заседаний Комиссии по ведению коллективных переговоров, на которых рассмотрены инициативы сторон по семи разделам проекта ОТС. Обсуждено 135 норм, предложенных в проект ОТС, из которых по 71 норме (53%) формулировки сторонами были согласованы, по 64 (47%) – не приняты окончательные решения, так как стороны не пришли к согласию по их редакциям.
Основные требования, выдвинутые представителями работников, сводились к росту минимального стандарта оплаты труда – минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда (далее – ММТС) и доведение ее размера до величины прожиточного минимума трудоспособного населения РФ, а также кратное, не изменявшееся четыре года, увеличение размеров льгот, гарантий и компенсаций работникам.
Со своей стороны представители работодателей предложили в будущем ОТС вместо ММТС пользоваться величиной минимальной среднемесячной заработной платы рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, как базовым критерием определения систем оплаты труда в организациях, установив ее размер на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения РФ.
Таким образом, уже изначально на переговорах прослеживались существенные расхождения в позициях сторон по содержанию проекта ОТС.
Учитывая, что сторона работодателей на переговорах категорически отказывалась рассматривать размер ММТС в качестве базового критерия определения систем оплаты труда, Центральный комитет ВЭП принял решение о приостановке с 12 октября 2012 года коллективных переговоров и выдвижении в адрес Объединения РаЭл требования следующего содержания:
«С целью реального увеличения заработной платы работников не менее чем на 25% установить в ОТС в электроэнергетике РФ очередного периода минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих в Организациях, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем, в размере 6 827 рублей с 1 января  2013 года».
В связи с тем, что требования Профсоюзной стороны Объединением РаЭл не были приняты даже частично, 15 ноября 2012 года в Новопушкинском сквере Москвы состоялась коллективная акция Профсоюза в форме пикетирования в поддержку требований по увеличению реальной заработной платы работников организаций электроэнергетики Российской Федерации. Итоговый документ, принятый участниками коллективной акции Профсоюза, был направлен Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, всем заинтересованным министерствам и ведомствам.
Кризисная ситуация, сложившаяся на коллективных переговорах, стала предметом обсуждения на заседании Президиума Центрального комитета Профсоюза 12 декабря 2012 года. В обсуждении вопроса принял участие Генеральный директор Объединения РаЭл А. В. Замосковный, которому была предоставлена возможность выступить с разъяснениями позиции стороны работодателей на переговорах, а также ответить на вопросы членов исполнительного органа Профсоюза. По итогам обсуждения было принято решение о возобновлении переговоров с целью определения возможности сближения позиций сторон по несогласованным нормам и положениям проекта ОТС.
К тому времени позиция представителей работодателей, изменившаяся с момента начала ведения коллективных переговоров по новому проекту ОТС, была обнародована 07.11.2012г. на сайте Объединения РаЭл для публичного обсуждения и официально передана Профсоюзной стороне на совещании представителей крупнейших работодателей электроэнергетики 07.12.2012 г.
В проекте ОТС, подготовленном стороной работодателей, предлагалось увеличить размер ММТС с 1 июля 2013 года, установив его на уровне 5 206 рублей, то есть на 1 рубль больше МРОТ, установленного в Российской Федерации с 1 января 2013 года. Вот уж, действительно, как в расхожей фразе: «Вот тебе рубль и ни в чём себе не отказывай!»…
В период с 13 по 21 декабря 2012 года состоялись очередные заседания Комиссии по ведению коллективных переговоров, где стороне работодателей были переданы предложения Профсоюза, состоящие из 48 пунктов, из которых 30, наиболее значимых, так и не удалось согласовать в приемлемых для обеих сторон редакциях.
Наибольшие разногласия возникли в установлении размера ММТС. Профсоюзная сторона, исходя из согласованной позиции сторон по поэтапному достижению к концу 2015 года размера ММТС, соответствующего величине прожиточного минимума трудоспособного населения (зафиксировано в решении постоянной Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в электроэнергетике от 29.11.2012 г.), приняла решение значительно снизить ранее заявленную планку (6827 рублей) и предложила установить размер ММТС с 01.01.2013г. в размере 5580 рублей, что на 25% больше размера ММТС, установленного на 01.01.2012 г. (4464 рубля), при условии адекватного увеличения размера ММТС сверх ИПЦ и в 2014 году.
В процессе переговоров, принимая во внимание веские доводы стороны работодателей, а также тот факт, что до конца года оставалось мало времени, Профсоюзная сторона согласилась перенести срок установления предложенного размера ММТС – 5580 рублей с 01.01.2013 г. на 01.07.2013 г., о чем господину В.В. Рахимову, как члену Комиссии, доподлинно известно, но почему-то в статье, опубликованной в газете «Энергетика и промышленность России», он об этом умолчал и тем самым намеренно исказил позицию Профсоюза. И это не единственный случай, когда представители работодательского сообщества пытаются исказить ход событий, изобразить в негативном свете позицию работников, показать, как они «радеют» за благосостояние работников отрасли.
В ответ на предложения Профсоюза сторона работодателей смогла добавить к ранее заявленной величине ММТС на 2013 год аж 19 рублей, а вот на 2014 год денег не нашлось. Непонятно, как в таком случае представители РаЭл собирались достичь поставленной цели – поэтапного достижения к концу 2015 года размера ММТС, соответствующего величине прожиточного минимума трудоспособного населения?
В отношении увеличения в предлагаемом стороной работодателей варианте ОТС минимальных размеров основных льгот, гарантий и компенсаций на 30%-70% можно отметить, что они красиво смотрятся только в процентном выражении, а абсолютные величины в основном не превышают размера ММТС, причем половина из них выплачивается «исходя из финансовых возможностей организаций», а также только «семьям, в которых сумма дохода на одного члена семьи не превышает 4500 рублей». Иными словами, рост выплат по нормам, где наблюдается процентный скачок, коснется десятка людей из всех энергокомпаний, участвующих в ОТС.
В соответствии с действующим в Профсоюзе Регламентом, проект ОТС, сложившийся к концу декабря, был рассмотрен членами Центрального комитета ВЭП. По итогам проведенного голосования Центральный комитет ВЭП, в состав которого входят представители практически всех субъектов Российской Федерации, принял решение о неподписании данного документа.
Что касается перспектив приближения к концу 2015 года размера ММТС к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, то действительно, была попытка установления такого важного ориентира в десятом разделе проекта ОТС. Но сведущему специалисту без пояснений понятно, что весь десятый раздел – это скорее декларация о намерениях, а не конкретные обязательства по реальному поэтапному увеличению заработков работников организаций электроэнергетики.
Также считаем необходимым указать, что Объединение РаЭл вместо конструктивного диалога с единственным полномочным социальным партнером в отрасли подписало некое соглашение, текст которого, кстати, формировался на переговорах с ВЭП, с никому неизвестным в организациях электроэнергетики «Межгорпрофом». Как мы понимаем, это было сделано с одобрения Наблюдательного совета Объединения РаЭл, что не может не вызывать недоумения не только у полномочных представителей работников организаций электроэнергетики, но и во внешней среде. Подобные действия представителей работодателей на отраслевом уровне – жалкая попытка подмены легитимного социального партнера, каким является ВЭП, на никому неизвестное, созданное как по заказу в конце прошлого года виртуальное профобъединение, не имеющее никакого отношения к большой энергетике.
Общественное объединение – «Всероссийский Электропрофсоюз» выражает крайнюю обеспокоенность в связи с неподписанием ключевого документа в сфере социального партнерства на отраслевом уровне – ОТС. Впервые, за последние 20 лет, сотни тысяч работников организаций электроэнергетики остались без минимальных стандартов в области оплаты труда, предоставления льгот, гарантий и компенсаций, определяющих социальную стабильность в отрасли.
Своё упорное нежелание пойти навстречу справедливым требованиям Профсоюза о повышении унизительной заработной платы рабочих основных профессий представители Объединения РаЭл по-прежнему оправдывают отсутствием необходимых средств у работодателей. Профсоюзная сторона на переговорах неоднократно указывала, где надо искать недостающие объемы. Эти же источники, в подтверждение позиции Профсоюза, имел в виду и Президент Российской Федерации В. В. Путин, давая оценку поведению менеджмента отдельных российских энергетических компаний на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности  13 февраля 2013 года.
Просим Вас адекватно расценивать стремление отраслевого Профсоюза настойчиво отстаивать интересы работников организаций электроэнергетики в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Особенно это актуально в период очевидного кризиса в отношениях социальных партнеров на отраслевом уровне, приведшего к неподписанию ОТС в электроэнергетике РФ очередного периода.
Председатель ВЭП                                    В.Н. Вахрушкин
19.02.2013

 

 

 По материалам официального сайта ВЭП

 

 

Комментарии запрещены.

Текущая величина ММТС в АО «ДРСК» c 1 июля 2023 г. равна 11 369 рублей.
Индексация за год составила 3,24 %.